Новости энергетики

06.08.2015

Эксперты обсудили вопросы применения нормативов потребления коммунальных услуг

31 июля на площадке Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний состоялся круглый стол, посвященный вопросам применения нормативов потребления коммунальных услуг. С докладами выступили заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по развитию Ольга Селляхова, заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов и приглашенный эксперт, генеральный директор ООО "АКЦ Жилкомаудит" Ирина Маликова.

Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. В соответствии с п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утверждённых ПП РФ от 6 мая 2011 года N 354, исполнитель коммунальных услуг обязан направлять средства, полученные за счет применения повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Однако ни у управляющей организации, ни у ресурсоснабжающей организации, когда они являются исполнителем коммунальных услуг, такой разницы не возникает, поскольку в обоих случаях применение "повышенных" нормативов означает реализацию объемов коммунальных ресурсов в повышенном размере.

Также участниками круглого стола было отмечено, что рекомендованное Минстроем России самостоятельное применение ресурсоснабжающей организацией (в случае, когда она является ИКУ) повышающих коэффициентов при расчете платы в отсутствие установленных органами власти субъекта РФ "повышенных" нормативов может создать серьезные риски для самой ресурсоснабжающей организации.

Заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по развитию Ольга Селляхова рассказала об изменениях в жилищном законодательстве в связи с принятием ФЗ от 29.06.2015 N ФЗ-176, а также представила собранную Партнёрством статистику об утвержденных нормативах потребления электроэнергии в регионах страны.

Как показал анализ, между регионами наблюдается большой разброс в нормативах на ОДН (нормативы для однотипных домов различаются в 80 раз), в ряде субъектов нормативы до сих пор не установлены, в двух третях регионов они занижены, притом что фактические показатели потребления на общедомовые нужды существенно превышают норматив. По мнению зампредправления, это обстоятельство чревато риском неоплаты сверхнормативного ОДН управляющими организациями. В соответствии с законом N ФЗ-176 с 1 апреля 2016 года расходы на ОДН будут перенесены в состав платы за содержание жилого помещения в размере, не превышающем норматив на ОДН, и при этом у управляющих организаций не будет источника финансирования для оплаты сверхнормативного ОДН. По словам Ольги Селляховой, следствием неоплаты ОДН в полном объеме может стать банкротство управляющих компаний и дальнейшее снижение платежной дисциплины на розничных рынках.

Заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов ознакомил участников круглого стола с результатами проведенного экспертами Партнёрства анализа практики судебного оспаривания нормативов потребления коммунальных ресурсов. За последние несколько лет в целом ряде субъектов Российской Федерации (более 15 регионов) в судах обжаловались нормативы потребления различных коммунальных услуг в жилых помещениях или нормативы на ОДН. При этом в большинстве случаев иски были удовлетворены и нормативы полностью или частично признавались недействующими.

Как отметил Рустам Гайфутдинов, основной причиной отмены нормативов в судебном порядке являлось применение регуляторами расчетного метода определения нормативов без достаточных к тому оснований. В соответствии с действующим законодательством расчетный способ определения нормативов применяется только в случае невозможности использования метода сравнения аналогов, при этом невозможность использования основного метода должна быть доказана.

В ходе дискуссии участники круглого стола отметили противоречивость и недостаточно ясное описание ряда положений жилищного законодательства, которые требуют корректировки. В частности, была отмечена необходимость прояснения регулятором процедуры определения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета в многоквартирном доме, от которой напрямую зависит вопрос применения повышающих коэффициентов к нормативам, в том числе новых коэффициентов, введенных в Жилищный кодекс федеральным законом N ФЗ-176.

По материалам http://www.cntd.ru/

Назад к ленте новостей



АО “Вологдаоблэнерго”, 160014, г.Вологда, ул.Горького,99-б